УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Наурского  муниципального района Чеченской Республики

от  22. 09. 2017      № 97

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие малого и среднего предпринимательства
в Наурском  муниципальном районе
Чеченской Республики на 2018-2019 годы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Наурская

2017 г.

 

Паспорт программы

Наименование программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Наурском муниципальном районе Чеченской Республики на 2018 – 2019 годы» (далее – программа)
Дата утверждения программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Постановление Администрации Наурского  муниципального района Чеченской Республики от ________________________ № ______
«Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Наурском  муниципальном районе Чеченской Республики на 2018 – 2019 годы»
Основание для разработки программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года
№ 145-ФЗ;

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

Закон Чеченской Республики от 15 декабря 2009 года № 70-РЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике»

Заказчик программы Администрация Наурского  муниципального района Чеченской республики (далее – Администрация Наурского  муниципального района)
Основные разработчики программы Отдел экономического развития и предпринимательства Администрации Наурского  муниципального района
Ответственный исполнитель программы Отдел экономического развития и предпринимательства Администрации Наурского муниципального района
Ответственные лица для контактов Висханов  Анзор  Алиевич – главный специалист отдела экономического развития и предпринимательства Наурского муниципального района 89640756077
Цель программы

Улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Наурского муниципального района Чеченской Республики  на основе формирования эффективных механизмов поддержки, способствующих:

социально-экономическому развитию района;

росту благосостояния граждан.

Задачи программы

Совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района;

совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной, консультационной и информационной поддержки по вопросам ведения бизнеса;

содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства;

создание благоприятных условий для обеспечения занятости и само занятости  населения в целях повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан;

выставочно - ярморочная  деятельность.

Целевые индикаторы и показатели программы Показатель (индикатор) 2018 2019
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения(%) 14,1 14,2
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства,  получивших  государственную  поддержку 20 20
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства ( включая индивидуальных предпринимателей)  в  расчете  на 1 тыс. человек населения субъекта  Российской  Федерации; 15,3 15,8
Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей). 50 55
Этапы и сроки реализации программы 2018 – 2019 годы, без разделения на этапы
Основные направления программы

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

организационное обеспечение малого и среднего предпринимательства;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере образования

Объемы и источники финансирования программы, в том числе по годам: Расходы (тыс. рублей)
Всего 2018 год 2019 год
средства бюджета Наурского муниципального района                600 300 300
средства бюджета Чеченской Республики 2400[1] 12001 12001
средства федерального бюджета 01 0 01
Ожидаемые результаты реализации программы

Увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников до 13%;

увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве в численности занятых в экономике до 17%;

увеличение среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях до 10%;

увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в местных налоговых доходах бюджета района до 8%.

           

I. Характеристика проблемы развития малого и среднего предпринимательства и обоснование необходимости ее решения программным методом

Развитие малого и среднего предпринимательства Чеченской Республики (далее – МСП) является важным условием функционирования рыночной экономики и значительно влияет на изменение структуры общества и роста среднего класса.

В настоящее время малый и средний бизнес характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала.

Ситуацию, характеризующую развитие МСП в Наурском муниципальном районе за 2017 год, можно оценить по следующим показателям (по данным Чеченстата):

количество субъектов МСП – 897 ед.;

число субъектов МСП на 1000 жителей – 15,3 ед.;

среднегодовая численность, занятых в МСП -1535 чел.;

доля занятых в МСП в численности занятых в экономике – 18,7%;

При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов МСП, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований, с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствия статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями затрудняет оценку реального уровня развития МСП.

Общие данные, характеризующие развитие МСП в Наурском муниципальном районе, свидетельствуют о некотором отставании от среднестатистических показателей по республике.

На 1 января 2017 года на территории Наурского муниципального района осуществляли свою деятельность 897 субъекта МСП, в том числе 757 индивидуальных предпринимателя.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее привлекательной для малого бизнеса. Оборот организаций розничной торговли по отношению к обороту всех предприятий достигает - 69% , Второе место по удельному весу в структуре видов экономической деятельности района занимает сельское хозяйство – 20,5%, обрабатывающие производства – 2,5%, прочие виды деятельности –11%.

Основными  факторами, сдерживающими развитие этого сектора экономики являются:

-    недостаточные меры муниципальной поддержки;

- нехватка квалифицированных кадров рабочих специальностей для субъектов МСП;

- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления, экономических и юридических знаний, необходимых для более эффективного ведения бизнеса);

- низкий уровень инициативы со стороны предпринимателей;

- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для создания и развития собственного дела;

- увеличение нагрузки на фонд заработной платы в связи с ростом величины страховых взносов.

- высокая стоимость банковских кредитов;

- низкая доступность площадей (производственных, торговых, офисных), в связи со слабо развитой инфраструктурой и постоянно возрастающей стоимостью аренды.

Необходимость разработки программы на период 2018 – 2019 годы обусловлена следующими факторами:

- сложностью и многообразием проблем, возникающих перед предпринимателями в процессе самореализации;

- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций для решения проблем предпринимателей;

- требованиями законодательства.

Программа способствует реализации единой политики в области поддержки и развития МСП.

 

II. Цель, основные задачи, показатели (целевые индикаторы) и сроки реализации программы

Цель программы - улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района на основе формирования эффективных механизмов поддержки, способствующих:

социально-экономическому развитию района;

росту благосостояния граждан;

обеспечению занятости и самозанятости населения.

Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства для развития района, полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики будет направлена на решение следующих задач:

совершенствование правовых, экономических и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района;

совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства организационной,  консультационной и информационной поддержки по вопросам ведения бизнеса;

содействие дальнейшему укреплению социального статуса, повышению имиджа предпринимательства;

создание благоприятных условий для обеспечения занятости и самозанятости населения в целях повышения материального благосостояния и возможности самореализации граждан.

Реализация Программы направлена на достижение к концу 2019 года следующих показателей:

увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности населения  Наурского муниципального района до 42 %;

увеличение доли продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта – до 5 %;

достижение уровня среднемесячной заработной платы работников малых предприятий (включая микропредприятия) в Наурском муниципальном районе до 16 тыс. рублей;

- увеличение количества созданных предприятий в сфере производства продукции (предоставления услуг) на 70 единиц.

Развернутый перечень показателей и целевых индикаторов реализации программы приводится в приложении 1 к программе.

Срок реализации программы – с 2018 по 2019 годы. Программа реализуется без разделения на этапы.

III. Характеристика основных мероприятий программы

Система мероприятий программы представлена взаимосвязанными разделами (направлениями), которые предусматривают обеспечение преемственности и дальнейшего развития созданных механизмов поддержки малого предпринимательства. Каждый раздел решает задачи определенного направления поддержки предпринимательства, наиболее существенно влияющие на развитие благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

Мероприятия программы распределены на следующие направления:

финансовая поддержка субъектов МСП предусматривает предоставление субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства для реализации собственных бизнес-проектов;

информационная поддержка субъектов МСП включает:

- ведение реестра субъектов МСП – получателей поддержки;

- проведение выставок - ярмарок товаров народного потребления, производимых предприятиями МСП;

- оказание квалифицированных консалтинговых услуг субъектам МСП;

организационное обеспечение субъектов МСП предусматривает проведение совещаний, семинаров по вопросам деятельности субъектов МСП, участие субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП в республиканских семинарах, конференциях, съездах и т.д.

поддержка субъектов МСП в сфере образования предусматривает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов МСП.

Перечень мероприятий программы приводится в приложении 2 к программе.

 

IV. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации мероприятий программы предполагается достижение к концу 2019 года следующих показателей:

1) социально-экономической эффективности:

- увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников в результате реализации муниципальной программы до - 42 %;

- увеличение доли занятого населения в малом предпринимательстве от общей численности населения, занятого в экономике до - 12%;

- увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, которые получат поддержку в результате реализации программы, от общего числа зарегистрированных на территории Наурского  муниципального района до - 4%;

- увеличение среднемесячной заработной платы работников на малых предприятиях до- 10%;

- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов МСП в собственных налоговых доходах бюджета района до - 7%.

Достижение вышеперечисленных количественных показателей развития МСП позволит получить качественные социальные результаты:

-  сокращение безработицы, снижения социальной напряженности;

- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами;

- улучшение общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками;

- укрепление социального статуса и повышение имиджа предпринимателя;

2) бюджетной эффективности:

- увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в собственных налоговых доходах бюджета района.

V. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств бюджета Наурского муниципального района, бюджета Чеченской Республики (на конкурсной основе) и федерального бюджета (на конкурсной основе).

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий программы в 2018- 2019 годах, составляет 3000,0 тыс. рублей, в том числе:

2018 год - 1500,0 тыс. рублей;

2019 год - 1500,0 тыс. рублей;

из них по источникам:

бюджет Наурского муниципального района 600,0 тыс. рублей;

бюджет Чеченской Республики - 2400,0 тыс. рублей (прогнозируется);

федеральный бюджет – 0 тыс. рублей (прогнозируется).

Средства бюджета Чеченской Республики, федерального бюджета, предусмотренные в программе включаются в объемы финансирования программы только по результатам конкурсов, проводимых соответственно Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Объемы софинансирования программы из средств бюджета Чеченской Республики, федерального бюджета, предусмотренных в программе носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с утверждением федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики и бюджета Наурского муниципального района.

Расходы на реализацию программы осуществляются в соответствии с требованиями федерального законодательства, условиями предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП, нормативными правовыми актами Чеченской Республики, нормативными правовыми актами Комитета Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, порядками и методиками их распределения и предоставления, разрабатываемые Администрацией Наурского муниципального района и утверждаемыми в установленном порядке.

VI. Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации программы осуществляется ответственным исполнителем за год путем анализа издержек и результативности программы (cost - effectiveness analysis - CEA). Для этого используется следующая формула расчета эффективности бюджетных расходов (эффективности реализации программы):

Э = Р х П / Ф, где:

Э – эффективность бюджетных расходов (эффективность реализации программы);

Р – показатель результативности бюджетных расходов на реализацию программы;

П – плановый объем бюджетных расходов на реализацию программы;

Ф – фактический объем бюджетных расходов на реализацию программы.

При определении показателей результативности бюджетных расходов на реализацию программы (Р) следует учесть, что они могут быть двух видов:

1) «чем больше, тем лучше»;

2) «чем меньше, тем лучше».

Для расчета показателя результативности типа «чем больше, тем лучше» используется формула:

Рi = Пфi / Ппi, где

Рi – показатель результативности бюджетных расходов на реализацию Программы;

Пфi – фактическое значение соответствующего показателя результата;

Ппi – плановое значение соответствующего показателя результата.

Для расчета результативности показателя типа «чем меньше, тем лучше» используется формула:

Рi = Ппi / Пфi, где

Рi – показатель результативности бюджетных расходов на реализацию программы;

Пфi – фактическое значение соответствующего показателя результата;

Ппi – плановое значение соответствующего показателя результата.

Формула расчета результативности бюджетных расходов на реализацию программы в случае использования нескольких показателей результата (WCEA):

Р = SnРi / n, где:

Р – общий показатель результативности;

SnРi – сумма показателей результативности;

n – количество показателей результативности.

Интерпретацию оценок эффективности бюджетных расходов на реализацию программы необходимо осуществлять следующим образом:

Интерпретация оценки эффективности бюджетных расходов

на реализацию программы

Значение показателя эффективности бюджетных расходов (Э) Интерпретация оценки эффективности расходов
Э≥1 Высокая эффективность
0,8≤Э<1 Эффективность бюджетных расходов
0,5≤Э<0,8 Низкая эффективность бюджетных расходов
Э<0,5 Неэффективность бюджетных расходов

VII. Критерии выполнения программы

Критериями выполнения программы являются:

полное освоение средств бюджета Наурского муниципального района, направленных на реализацию мероприятий программы, а так же средств, привлеченных из других источников на финансирование мероприятий программы;

достижение поставленных задач;

увеличение количества субъектов МСП Наурского муниципального района;

увеличение количества занятого населения в Наурском муниципальном районе;

увеличение налоговых поступлений в бюджет Наурского муниципального района;

создание благоприятных условий для дальнейшего развития и существования субъектов МСП в Наурском муниципальном районе.

VIII. Механизм реализации программы

Администрация Наурского муниципального района осуществляет организацию, координацию и контроль работ по выполнению программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учётом складывающейся в районе социально-экономической ситуации.

Меры поддержки, предусмотренные программой, распространяются на  субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Наурского муниципального района.

Контроль за целевым использованием средств  программы  осуществляется в соответствии с действующим законодательством и носит постоянный характер.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к муниципальной программе «Развитие малого предпринимательства в Наурском муниципальном районе Чеченской Республики на 2018 – 2019 годы»

Сведения о показателях (индикаторах) программы и их значениях

п/п

Показатель (индикатор) наименование Единица измерения Значение показателя по годам
2018 2019
1 Доля  среднесписочной  численности работников  (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности населения; ед. 14,1 14,2
2 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку; ед. 20 20
3 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства ( включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации;                 ед. 15,3 15,8
4 Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей).

ед.

50 55
По мероприятиям Программы
1 Предоставление субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства для реализации собственных бизнес-проектов Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. 20 20
2 Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. ---- ----
3 Проведение выставок – ярмарок товаров народного потребления, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. 2 3
4 Оказание консалтинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. ---- ----
5 Проведение совещаний, семинаров по вопросам деятельности малого и среднего предпринимательства, участие субъектов малого и среднего предпринимательства и организации, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республиканских семинарах, конференциях, съездах и т.д. Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. 4 4
6 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства Число поддерживаемых субъектов малого предпринимательства, ед. 20 20
  Среднее значение показателя эффективности бюджетных расходов по программе баллы ---- ----


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к муниципальной программе «Развитие малого предпринимательства в Наурском                                                                                                                   муниципальном районе Чеченской Республики на 2018 – 2019 годы»

Перечень основных мероприятий программы

п/п

Наименование мероприятия

Объем финансирования, тыс. рублей
2018 г 2019 г всего
                                            Финансовая поддержка субъектовМСП
1 Предоставление субсидий (грантов) начинающим субъектам малого бизнеса и предпринимательства для реализации собственных бизнес-проектов

1500,0

1500,0

3000

                                           Информационная поддержка субъектов МСП
2 Проведение выставок – ярмарок товаров народного потребления, производимых предприятиями малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки 40,0 40,0 80,0
                                           Поддержка субъектов МСП в сфере образования
3 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства 40,0 40,0 80,0

[1] Включается в объемы финансирования программы только по результатам конкурсов, проводимых соответственно Комитетом Правительства Чеченской Республики по малому бизнесу и предпринимательству, Министерством экономического развития Российской Федерации. Расходы из средств бюджета Чеченской Республики, федерального бюджета, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом, бюджетом Чеченской Республики на очередной финансовый год.

Контакты Администрации

Юридический адрес : Чеченская Республика,

Наурский район, ст. Наурская, ул. Х.Батырова, д.37.

Тел: 8 871 432 22 84; 8 871 432 25 90

Почтовый индекс: 366128

E-mail: admin-naur@95gov.ru

Официальный сайт: http://www.naurchr.ru